Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Стоит ли освобождаться от армии по психиатрии

Юридическая защита прав призывников 8 (495) 662 -49-50 
Если сказали: «Встаньте на учёт к психиатру»

Если родители услышали такое от врачей, как справиться с эмоциями и начать правильно действовать, чтобы не причинить ребенку вред?

Самый простой вариант это никуда не ходить и никуда не вставать. 

Когда Кириллу исполнилось шесть с половиной, родители записали его в первый класс. Но учёба «не пошла». С детства Кирилл так и не научился выговаривать несколько букв, и вообще больше молчал, а буквы в его тетрадках упорно не хотели писаться так, как показывал учитель.

Педагоги школы стали всё чаще произносить «ПМПК». Родители сопротивлялись: «У нас просто застенчивый ребёнок, перерастёт», — но потом решили на комиссию сходить. Тем более что все решения комиссии рекомендательные. Но на комиссии услышали: «Вам бы на учёт к психиатру».

Дома – драма. «Что же, наш ребенок – псих?»

ПМПК на учёт не направляет

Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов.

— ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) не может направить ребёнка на учёт к психиатру, у неё другое назначение. ПМПК даёт заключение о создании специальных условий обучения, об образовательном маршруте и программе, по  какой ребёнку рекомендовано обучаться. Заключения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение о том, как будет учиться ребёнок, всё равно остаётся за родителями.

По итогам врачебной комиссии может прозвучать устная рекомендация показать ребёнка психиатру. Но, если ребёнку нужна психиатрическая помощь, уклоняться от неё не стоит.

Исторически с советских времён, когда психиатрия была, в том числе, карательной, мы её боялись и боимся до сих пор. Но сейчас нужно относиться к ней разумно. Правильно подобранные методики и препараты, данные вовремя, принесут ребёнку пользу.

Разумеется, он не сможет работать пилотом или сотрудникам МЧС, но это не значит, что он не сможет овладеть другими профессиями.

Психиатрические диагнозы сейчас закрыты, зашифрованы и защищены законом о психиатрической помощи и законом о сохранении врачебной тайны так, что даже родителям документы из больницы выдаются в закрытом конверте.

Данные о том, что ребёнок стоит на учёте или его диагнозе нигде не записываются. Все сведения о диагнозе и постановке на психиатрический учёт сохраняются только внутри системы психиатрической помощи. Конечно, есть случаи, когда закон не соблюдается, но мы с этим боремся.

Родители видят ребёнка каждый день и, случается, привыкают к некоторым его особенностям, на которые у врачей может быть свой взгляд.

Например, задержка психо-речевого развития может свидетельствовать о серьёзных проблемах, а консультация у психиатра – это ещё не учёт.

К сожалению, существует и агрессия, и аутоагрессия. Такой ребёнок может причинить вред себе или другим детям в школе. И такой ребёнок должен получать помощь.

Но даже ребёнок, причинивший вред другому, не может быть поставлен на учёт без согласия родителей. В случаях тяжёлых преступлений на лечение может направить суд.

Если ребёнок своим поведением наносит вред окружающим и страдает сам, но родители его признавать ситуацию не хотят, школа может обратиться в органы опеки, для защиты прав прежде всего этого ребенка на надлежащую медицинскую помощь и образование.
Бывают и непростые ситуации, когда ребёнок болен, но его заболевание не входит в перечень болезней, при которых показано обучение на дому.
В этом случае ребёнку необходимо, например, составить индивидуальный образовательный маршрут, при котором он мог бы находиться в классе лишь часть учебного времени, либо его в процессе обучения сопровождает тьютор. Получить тьютора сейчас — вполне реальная история в Москве, и уже возможная в некоторых регионах.

В России нет профессии «детский психиатр»

— Я прекрасно понимаю родителей, которые пытаются психиатров избежать. Ведь детской психиатрии как специальности у нас фактически нет. От Запада мы здесь отстаём на несколько десятков лет.

И все же в большинстве случаев психиатра никто не заменит. На какие-то проблемы у ребёнка способен указать грамотный невролог и всё равно за постановкой диагноза в ряде случаев необходимо направить к психиатру.

Некоторые сопутствующие проблемы с речью поможет решить логопед, и он же, наоборот, заметит проблемы, по поводу которых может порекомендовать обратиться к психиатру. Роль специалиста, направившего за консультацией психиатра, может сыграть даже педиатр, но сейчас у него для этого недостаточно инструментов скрининга.

Получается, что вся маршрутизация у нас находится в руках родителей. Но  далеко не всё они могут заметить и вовремя распознать как болезнь. И уж совсем не знают иногда, куда с чем обращаться.

И, главное, надо помнить, что порядок получения всех услуг, включая медицинские, у нас заявительный. То есть, если пациент на проблему не жалуется и к врачам не обращается, система здравоохранения считает, что проблемы нет.

Можно ли сохранить диагноз в тайне?

— Теоретически мы понимаем, что у нас есть законы о личной и врачебной тайне. Но наши законы устроены так, что сами себе противоречат. Например, когда мы приходим на ПМПК, мы приносим туда открытые формулировки диагнозов. То есть, на самой комиссии оглашаем конфиденциальные сведения, которые сообщил нам врач.

Если у нас ребёнок с РАС, его заболевание будет упомянуто прямо в типе программы. В этом смысле сохранить тайну диагноза не получится.

С другой стороны, независимо от бумаг и диагнозов, если ребенок уже учится в школе и, например, медленно читает, думает и плохо говорит – педагоги всё равно заметят.

И если родители будут настаивать на том, что ребёнок нормотипичен, требовать с него начнут по норме. Ребёнок пострадает.

Часто родители боятся, что диагноз запишут ребёнку в школьную медицинскую карточку, его прочитает школьная медсестра, это станет известно от нее другим взрослым и детям,  и ребенка задразнят в школе.

Но гораздо вероятнее, что ребёнка задразнят просто от того, что увидят и не поймут особенности самого ребёнка, а не его диагноз.

То же самое произойдёт при поступлении ребёнка в институт – его не «не пустят», он не во всех случаях сможет успешно сдать экзамены или после обучения не сможет работать по какой-то специальности в силу его собственных дефицитов, если они не были учтены при выборе профессии.

С какими проблемами могут направить к психиатру

— Списка диагнозов, с которым посоветуют обратиться к психиатру, как такового, нет. Каждый специалист оценивает особенности в своей сфере, и если он видит, что «проблемы в голове», он пошлёт к специалисту, который должен разбираться, что в голове происходит.

Если у ребенка плохо развивается речь, идет задержка в развитии, это повод для обращения к психиатру. ЗПР (задержка психического развития) – это, несомненно, диагноз, связанный с различной степенью когнитивных нарушений, и для постановки этого диагноза надо посетить психиатра.

К психиатру также могут отправить безречевого ребёнка, ребёнка с поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. стереотипиями или эхолалиями и т.п.

Сотрудники ПМПК, которые рекомендуют обратиться к психиатру, должны объяснить цель этого посещения. Например, для того, чтобы  официально установить некий диагноз. Или чтобы уточнить основной или сопутствующий диагноз.

Какие диагнозы могут быть поставлены ребёнку
Психических заболеваний в одном только перечне МКБ — сто разных наименований. Некоторыми из них болеют взрослые, но часть диагнозов, такие как расстройства развития языка и речи, специфические расстройства развития учебных навыков и многое-многое другое, даже шизофрения, могут быть поставлены и ребёнку.А вот популярные СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактвности) и УО (умственная отсталость) – на самом деле не заболевания, а синдромы. То есть наборы симптомов, имеющих разное, не всегда психиатрическое, а например, неврологическое или другое происхождение.
Как правило, УО и СДВГ – не основной диагноз в карточке ребёнка, а сопутствующий, он «прилагается» к другому заболеванию, которое и стало причиной синдрома. Если это заболевание, конечно, смогли выявить.

Что рекомендует ПМПК

 

Сейчас нет программ «коррекционных», они называются общеобразовательные адаптированные программы и бывают девяти видов – для слабовидящих, слепых, глухих, слабослышащих, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с проблемами речи, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. (Последний из перечисленных вид был недавно добавлен к тем, которые были и в старой классификации советских времён).

Помимо девяти видов, каждая программа имеет четыре уровня (это регламентирует ФГОС ОВЗ для начальной школы и  ФГОС УО).
Например, программа 6-1 – это адаптированная программа для опорников, цензовая, рассчитанная на сроки, в которые осваивает школьную программу обычный ребёнок.

6-2 – это цензовая программа с освоением в пролонгированные  сроки (5 или 6 лет в начальной школе).

6-3 – это программа нецензового уровня. У ребёнка, которому рекомендован такой уровень обучения, к проблемам с опорно-двигательным аппаратом присоединяется легкая умственная отсталость. В школе он осваивает навыки не столько академические, сколько бытовые и профессиональные. Таким детям, помимо обучения, дают азы профессий.

6-4 – адаптированная программа для детей с двигательными нарушениями и тяжелой или глубокой умственной отсталостью, где овладение жизненными компетенциями преобладает.

Для детей с тяжелой умственной отсталостью и\или тяжелыми множественными нарушениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития.

Цензовыми называются программы, после которых ребёнок может сдавать ОГЭ или экзамен в классической форме и получить после окончания школы аттестат. Третий и четвёртый уровни предполагают выдачу при условии сдачи экзамена по труду – выдачу свидетельства об окончании школы.

Справку же, которой так боятся родители, получают дети, которые не смогли сдать итоговую аттестацию, или же дети с ТМНР, для которых дальнейшее професиональное обучение не является приоритетом. Дети, получившие свидетельство об окончании школы поступают в колледжи на бюджетные места, без конкурса. В Москве также есть колледжи, куда принимают детей и со справками.

Поможет ли психиатрия «откосить» от армии

Основанием для полного освобождения от службы может быть только определённый набор диагнозов регламентируемый Расписанием Болезней. (По закону это — шизофрения, шизотипические расстройства, шизоаффективные, бредовые, острые и преходящие психотические расстройства и аффективные расстройства (расстройства настроения) и ещё ряд заболеваний при резко выраженных стойких болезненных проявлениях)

Справку о том, что вы уже лечились, в военкомат вы приносите сами. А потом проходите дополнительное обследование.

Как обратиться к психиатру бесплатно
Порядок обращения к психиатру различается для детей, имеющих временную и постоянную московскую регистрацию. Услуги психиатров не входят в ОМС. Дети с временной регистрацией смогут получить в поликлинике справки от других врачей, а за заключением психиатра их, скорее всего, направят в платные отделения клиник.
Однако есть совершенно законный и простой способ получить всё необходимое бесплатно.
Форму 297, которая нужна для ПМПК, заполняют в поликлинике, и поликлиника принимает заключения из всех бюджетных медицинских учреждений. Соответственно, ребёнка с немосковской регистрацией можно показать любому психиатру из федерального центра, где всех россиян обязаны принять бесплатно. В федеральную клинику можно прийти без направления.
Для детей с московской регистрацией можно получить заключение в детских отделениях психо-неврологических диспансеров (ПНД), либо в двух психиатрических детских больницах – НПЦ ПЗДП им. Сухаревой (бывшая шестая больница) и НПЦ ДП (бывшая восемнадцатая больница). Оба центра обладают необходимым штатом врачей, чтобы провести комплексное обследование.
При этом обращение в восемнадцатую больницу вообще не предполагает «учёта» (она не связана с системой ПНД), а на сайте шестой больницы особо отмечено: «Если вы не хотите психиатрического учёта для своего ребёнка, можете написать заявление об отказе от учёта в самой больнице или в ПНД».
Также сразу после амбулаторного приёма в больнице, на который вы пришли, можно написать заявление: «Прошу отправить карту моего ребёнка в архив». Причём это можно сделать независимо от тяжести диагнозов, которые установили у ребёнка. Даже если на учёт вы встали, в любой момент можете написать заявление о снятии с учёта в ПНД.










Twitter Mail.ru Facebook Vkontakte LiveJoornal