Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00

Новости призыва в армию, постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе с 2023 года


Юридическая защита прав призывников в разделе
призывнику
8 (926) 382-01-32 Юрист помощи призывникам
Споры с военкоматом

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
По вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы.

Статья 1 Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" 
1) в пункте 1 статьи 5 слова медицинскому осмотру" исключить, после слов " по состоянию здоровья," дополнить словами "медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы,";
2) в статье 51 : а) в пункте 4 слова "на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию" заменить словами "на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, участвующих в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе"; б) пункт 5 изложить в следующей редакции: "5. Гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, признанным по результатам медицинского освидетельствования временно не годными к военной службе, при наличии медицинских показаний медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья."; в) дополнить пунктом 5 1 следующего содержания: " 5 \ Наличие оснований и правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья проверяется призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военноврачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, вынесенных в рамках работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской 
Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование. Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе."; 
3) абзац шестой пункта 1 статьи 11 изложить в следующей редакции: "медицинское обследование, медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор;";

4) в статье 29: а) абзац пятый пункта 1 дополнить словами ", не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы"; б) в пункте 2: абзац второй после слов "граждан, получивших" дополнить словами "отсрочку или", после слов "по состоянию здоровья," дополнить словами "граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья,"; абзац четвертый дополнить словами освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья".
Статья 2 Часть 8 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской  Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст. 6724; 2013, №27,  дополнить словами ", а также с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" (далее - законопроект) направлен на формирование правовых основ организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон № 53-Ф3) призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу. При этом следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Правильность вынесения указанного решения также требует проверки. 
Законопроектом устанавливается, что правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья проверяется путем изучения личных дел и медицинских документов указанных граждан в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 4 июля 2013 г. № 565 (далее - Положение о ВВЭ). В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, вынесенных в рамках работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование. Медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проводится в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья. Ежегодно более 300 тыс. граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проходят указанный медицинский осмотр, по его результатам около 5 тыс. граждан, у которых непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы выявлены состояния и заболевания, препятствующие прохождению военной службы по состоянию здоровья, возвращаются со сборных пунктов субъектов Российской Федерации в военные комиссариаты муниципальных образований для проведения дополнительного медицинского обследования и повторного медицинского освидетельствования в период следующей призывной кампании. В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 53-Ф3 организация медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации. Указанные обязанности призывных комиссий субъектов Российской Федерации также отражены в Положении о ВВЭ. 
Согласно пункту 22 Положения о ВВЭ данный медицинский осмотр осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачомофтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачомдерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. Положением о ВВЭ также определено, что в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом № 53-Ф3. Финансовое обеспечение указанного медицинского осмотра осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704. При этом порядок проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы в настоящее время определен приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. №240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 5 1 Федерального закона № 53-Ф3 пунктом 5 1 , предусматривающим определение порядка проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы в Положении о ВВЭ, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного медицинского осмотра. Кроме того, нормы статьи 5 1 Федерального закона № 53-Ф3, касающиеся вопросов проведения данного медицинского осмотра, законопроектом приводятся в соответствие со статьей 29 Федерального закона № 53-Ф3. Одновременно законопроектом осуществляется правовое регулирование контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. Ежегодно более 86 тыс. граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, проходят контрольное медицинское освидетельствование. По результатам контрольного медицинского освидетельствования в отношении порядка 15 тыс. граждан призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии муниципального образования в связи с выявлением отклонений в состоянии здоровья, изменяющих категорию годности граждан к военной службе. В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 53-Ф3 и пунктом 22 Положения о ВВЭ организация контрольного медицинского освидетельствования указанных категорий граждан возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 22 Положения о ВВЭ контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачомхирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. Положением о ВВЭ также определено, что в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной  комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Финансовое обеспечение контрольного медицинского освидетельствования осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704. При этом порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования в настоящее время определен приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. №240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют. Законопроект предусматривает определение порядка проведения контрольного медицинского освидетельствования в Положении о ВВЭ, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного контрольного медицинского освидетельствования. В пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 53-ФЗ законопроектом вносятся изменения в целях уточнения формулировок обязанностей призывной комиссии субъекта Российской Федерации и приведения их в соответствие с нормами законопроекта, регулирующими вопросы проведения медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования отдельных категорий граждан при призыве на военную службу. В законопроекте также приводится новая редакция пункта 5 статьи 5 1 Федерального закона № 53-Ф3 в целях его приведения в соответствие с частью 5 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ф3).  Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта определяется, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, участвующих в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных • федеральным органам исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 статьи 5 1 Федерального закона № 53-Ф3, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В связи с этим в часть 8 статьи 21 Федерального закона № 323-ФЭ вносится корреспондирующее дополнение. В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона № 53-ФЗ первоначальную постановку на воинский учет и призыв на военную службу, в том числе медицинское обследование, медицинское освидетельствование граждан и медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы, организуют военные комиссариаты и осуществляют, соответственно, комиссии по первоначальной постановке на воинский учет и призывные комиссии. Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральным бюджетом Минобороны России, и средств государственных внебюджетных фондов, а также в пределах установленной штатной численности. Законопроект не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, и государственных внебюджетных фондов. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. 
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" направлен на формирование правовых основ организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральным бюджетом Минобороны России, и средств государственных внебюджетных фондов, а также в пределах установленной штатной численности, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, и государственных внебюджетных фондов.   ПЕРЕЧЕНЬ федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" -и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов. 
ПЕРЕЧЕНЬ нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или изданию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" Перечень актов, подлежащих изменению Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Перечень актов, подлежащих принятию Проект приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации "О признании утратившим силу приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. №240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" ! 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 ноября 2020 г. № 2977-р
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военноврачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы". 2. Назначить заместителя Министра обороны Российской Федерации Иванова Тимура Вадимовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы".
Председатель Правитель Российской Федераци: М.Мишустин


Павел Александрович Фомкин


Юрист по военному праву.
Помощь военнослужащим, призывникам, опираюсь
на законодательство и судебную практику.
Опыт более 15 лет.

Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00
МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ЮРИСТОВ
наши соцcети         
Павел Александрович Фомкин

Юрист по военному праву.
Помощь военнослужащим, призывникам, опираюсь
на законодательство и судебную практику.
Опыт более 15 лет.
Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00
МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ЮРИСТОВ