Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00

Призывников обяжут приходить за повестками


За повестками призывник будет приходить сам или с юристом
вопросы призывников по медицине
тел: 8 (495) 662-49-50



Штрафбат для уклонистов

Госдума намерена обязать призывников лично приходить за повесткой в военкомат

Резонансный законопроект, обязывающий призывника лично являться в военкомат за повесткой для прохождения военной службы, снова внесен в Госдуму на рассмотрение. По замыслу его авторов, в случае принятия этого документа порочная практика уклонения многими призывниками от получения повестки из военкомата уйдет в историю.

- Совет Госдумы принял решение оперативно рассмотреть данный законопроект, вызвавший неоднозначную реакцию в обществе, среди правозащитников, а также призывников и их родителей. Первое чтение пройдет, скорее всего, уже в январе, - отметил один из авторов документа, заместитель председателя думского комитета по обороне Франц Клинцевич.

 

В законопроекте указано, что призывник, которому исполнилось 18 лет, не явившийся лично за повесткой будет оштрафован, а возможно и сядет за решетку на два года. По мнению Франца Клинцевича, такие жесткие меры оправданы, так как в России сегодня насчитывается около 200 тысяч уклонистов, которые годами просто прячутся от повесток.

 

По слухам, вероятность принятия документа оценивается высоко, ведь команда о его повторном внесении в нижнюю палату парламента дана сверху - из Кремля.

 

Впервые идея об обязательной самостоятельной явке призывников в военкоматы прозвучала в 2009 году из уст экс-руководителя Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерала-полковника Василия Смирнова. В марте 2012 она появилась на бумаге: соответствующий законопроект был внесен в Госдуму сенаторами во главе с председателем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым. Инициатива тут же нашла поддержку в Минобороны. Однако правительство РФ тогда не поддержало ее.

Как будет на этот раз? В принципе, с призывом надо срочно что-то делать. Пока 200 тысяч потенциальных рекрутов по всей стране бегает от военкомов, в войсках сохраняется острейший некомплект личного состава. Некоторые полки и бригады солдатским и сержантским составом укомплектованы всего на 40-60 процентов. То есть – попросту небоеспособны. И что характерно: знаете, сколько солдат не хватает нашим Вооруженным силам? Порядка 200 тысяч. То есть примерно столько, сколько никак не могут догнать военкоматовские повестки.

Заткнуть эти прорехи в строю контрактниками? Как показывает опыт последних лет, чтобы набрать столько желающих нужны годы. А армия к войне должна быть готова сейчас, сегодня.

Надо признать, что если теперешняя инициатива станет законом, безосновательно избегать солдатской лямки станет сложнее. Тогда повестка не нужна: «Сам придет на другой день после того, как отметит восемнадцатилетие». А не придет – к прокурору. И с комплектованием войск будет проще.

Несмотря на эту очевидность, мнения о перспективах законопроекта разные. Как и следовало ожидать, правозащитники - против. Генералы – за.

 

Директор челябинского Фонда «Правовая миссия» Алексей Табалов уверен в утопичности этой затеи и называет ее анахронизмом.

 

- Есть отдельные депутаты, у которых просто руки чешутся какой-нибудь законопроект внести в Госдуму, некоторые из таких инициатив ведут к форменному беспределу. И предложение обязать призывников лично получать повестки в военкомате, иначе – штраф или тюрьма, - из этой же серии.

 

Эта инициатива идет вразрез с тем направлением, которое у нас вроде бы выбрала исполнительная власть в лице Сергея Шойгу: число контрактников в армии должно быть увеличено за счет снижения количества призывников. Ведь, так или иначе, мы двигаемся в сторону профессиональной армии, пусть даже маленькими шажками. И тут появляется вновь этот законопроект. Зачем? У нас что, в стране военное положение и объявлена мобилизация?

 

К тому же, как быть тем, кто учиться в другом городе? Например, студент, снимая квартиру в столице, должен по требованию военкомата приезжать в Челябинск два раза год, чтобы получить повестку, непонятно зачем. А наши военкомата ведь и славятся тем, что рассылают повестки всем подряд, без разбора, даже тем, у кого действуют отсрочки.

 

Я надеюсь, что правительство в очередной раз даст отрицательную оценку этому, на мой взгляд, вредному законопроекту. Нужно не дополнительные обязанности возлагать на наших граждан, а совершенствовать работу военных комиссариатов.

 

«СП»: - Каждый год нам говорят о том, что у нас в России большое число уклонистов. Значит, зерно постоянно обжалует действия военкоматов. И, как гласит статистика, 95% нарушений прав призывников связаны с медицинскими комиссиями и неправомерными вызовами студентов в военкоматы.

 

Даздравого смысла в этом законопроекте все же есть?

 

- Нету! Всего-то нужно организовать военкоматам нормальную работу, а то их реформируют без конца, и в итоге увеличивается только численность работников, а не их эффективность. К примеру, наша местная прокуратура вайте лучше создадим в армии комфортные условия, чтобы люди, не боясь, шли туда служить. Ведь парни сегодня не хотят идти в армию не потому, что не хотят, а потому что там - так называемая зона правовой отчужденности.

Но в целом – тут надо работать, работать и работать.

 

Председатель межрегионального движения «Солдатские матери» Татьяна Кузнецоваскептически относится к инициативе .

- Как в таком случае будут работать военкоматы? Сейчас все расписано. Судите сами, через военкоматы в период призывной период проходят десятки тысяч призывников – кому надо подтвердить отсрочку, кого просто вызвали, потому что так решили. И что, все 40-50 тысяч парней за две недели должны будут попасть в военкомат?

 

Такое ощущение, что те, кто предлагают такие законопроекты, вообще не читали закон «О воинской обязанности и военной службе», потому что они абсолютно не понимаю, как происходит призыв.

 

Естественно, в случае принятия этого закона права призывников будут постоянно нарушаться. Также непонятно, как юридически все это будет работать: как военкоматы будут расследовать эти дела, как наказывать и доказывать вину. Для этого тогда собственный следственный отдел требуется. У военных комиссариатов сейчас достаточно возможностей заниматься своим делом и делать это как положено, им незачем давать полномочия для репрессивных методов воздействия на призывника. А у нас все стараются заранее молодого человека напугать и отбить желание служить.

 

Все начинается с постановки на воинский учет в 15-17 лет. И военкоматы специально завышают количество ребят призывного возраста, способных служить в российской армии. Отсюда и такое нереальное количество так называемых уклонистов. И если бы у нас со школьной скамьи не прогоняли бы парней в 15-16 лет через военкоматы, извините, стадом, а как дали бы им возможность приходить туда с родителями, с медицинскими документами и реально бы определяли степень их годности к военной службе, то не было ни уклонистов, ни коррупции.

 

Проблема в том, что и самим призывникам надо ответственно подходить к вопросам постановки на воинский учет и прохождения медицинских комиссий. Не надо рассчитывать на работников военного комиссариата и преподавателя ОБЖ, надо сразу принимать какие-то действия, если у вас действительно есть основания не проходить военную службу. Не предприняли ничего, положились на дядю – кто же вам виноват, пойдете служить. И ситуации, когда молодой человек не хочет служить, просто потому что не хочет, не должно быть, прописано это в законе – надо выполнять. Но, к сожалению, часто у нас законы принимаются такие, что все сводится либо к репрессивным мерам, либо к ситуациям, где можно все решать деньгами.

 

Начальник зенитно-ракетных войск ВВС в 2000-2008 годов генерал-лейтенант Александр Горьков:

 

- На мой взгляд, надо избрать несколько иной путь с точки зрения законодательства: уклонисты не должны иметь возможностей для продвижения по гражданской карьерной лестнице. Сегодня солдат всего год в армии. Отслужил и закрыл тему. Строй потом карьеру, не держа в голове, что тебе надо спрятаться или откупиться.

Если же ты идешь по пути взяток, значит, тебе надо создать такие жизненные условия, чтобы даже из квартиры своей выйти не мог. Российским законодательством и сейчас предусмотрены меры воздействия на уклонистов. Как административные, так и уголовные. Надо просто включать эти механизмы.

 

Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев говорит, что уклонистов в России гораздо больше, чем принято считать.

 

- Я поддерживаю инициативу Клинцевича. Это хороший знак: до «Единой России» стало доходить, что нашу армию надо восстанавливать.

 

Что случилось с армией? После сердюковских реформ военкоматы превратились в самые настоящие гражданские организации, которые в принципе неспособны выполнять задачи по призыву. Я уже не говорю о том, что будет, если, не дай бог, придется организовывать даже частичную мобилизацию. Поэтому военкоматам надо возвращать свои функции. Это первое.

 

Второе: своими силами военные комиссариаты, приходится признать, никогда ничего не сделают. К этому делу нужно привлекать первых лиц государства и руководителей регионов. Так, в Белоруссии за призыв отвечает не столько военком, который, к слову, имеет на то все функции, сколько руководитель области. По-моему, вменить в обязанность губернаторам и главам районов ответственность за призыв, - правильное решение.

 

К тому же сейчас у нас призыв растягивается на несколько месяцев, поэтому и боеспособность Вооруженных сил упала, грубо говоря, ниже плинтуса. Как можно организовать учебные занятия, если весенний призыв растягивается фактически до конца августа, а осенний – до марта? В советское время военкоматы работали четко: призыв осуществлялся в течение месяца. Никто никуда ни от кого не бегал. И все солдаты были на своих местах.

 

 




Павел Александрович Фомкин


Юрист по военному праву.
Помощь военнослужащим, призывникам, опираюсь
на законодательство и судебную практику.
Опыт более 15 лет.

Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00
МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ЮРИСТОВ
наши соцcети         
Павел Александрович Фомкин

Юрист по военному праву.
Помощь военнослужащим, призывникам, опираюсь
на законодательство и судебную практику.
Опыт более 15 лет.
Очная консультация
по предварительной записи
с 9.00 до 21.00
МОСКОВСКАЯ КОЛЛЕГИЯ ЮРИСТОВ